К юбилею села Белая Глина пишут и издают книги.


Иван Бойко писатель, краевед пишет книгу об истории Белой Глины и ее людях. Поделился с редакцией своими историческими зарисовками

В этом году село Белая Глина, расположенное в 240 километрах от столицы Кубани, отмечает 200-летие со дня образования. По утверждению многих авторов публикаций и архивных данных, в 1820 году на месте нынешнего райцентра у реки Меклеты впервые поселился крестьянин Рябошапка со своей семьей. Они образовали хутор, в который стали прибывать первые переселенцы из Таврической, Воронежской и Харьковской губерний.




Иван Бойко писатель, краевед пишет книгу об истории Белой Глины и ее людях. Поделился с редакцией своими историческими зарисовками

В этом году село Белая Глина, расположенное в 240 километрах от столицы Кубани, отмечает 200-летие со дня образования. По утверждению многих авторов публикаций и архивных данных, в 1820 году на месте нынешнего райцентра у реки Меклеты впервые поселился крестьянин Рябошапка со своей семьей. Они образовали хутор, в который стали прибывать первые переселенцы из Таврической, Воронежской и Харьковской губерний.



Жители села Белая Глина, 1911 год. (Эксклюзивные фотодокументы из Ставропольского архива.)

Революционная Белая Глина В конце 19 начале 20 века усилилось классовое расслоение местного населения. Столкновения были вызваны в основном экономическими, а не политическими причинами. Об одном таком событии сообщалось в газете «Искра» в 1902 году так: «В Белой Глине, в большом 20-тысячном селе, крестьяне начали требовать прирезок земли и новой планировки… Когда земский начальник Жуков начал их усмирять домашними средствами, крестьяне вытолкали его в шею со схода и заявили, что их дело правое. Губернатор Никифораки поехал самолично и беседовал с крестьянами, угрожая им нагайками и казаками… Жандармы и местная уездная полицейская администрация разъезжают по селам и хуторам всей губернии, ищут «крамолы», допрашивают крестьян, спаивая их водкой. Все эти допросы, конечно, окончились ничем… О прокламациях знал и стар, и млад. Школьники, например, заявляли своим учителям 1 мая, чтобы они их отпустили, так как у них «сегодня праздник». В те годы в местные населенные пункты, отдаленные от больших городов, стали поступать сведения о революционных выступлениях рабочих. Здесь знали о «Тихорецком кровавом воскресении», когда рабочие депо и мастерских станции Тихорецкой в январе 1905 года объявили стачку, выдвинув экономические требования, а жандармский полковник Марков приказал расстрелять «бунтовщиков». Знали и о возникновении в Тихорецкой Совета рабочих депутатов. И о том, что там власть полностью переходит в его руки. Прошла забастовка железнодорожников станции Песчанокопской. Революционные брожения крестьян были отмечены в 1905 году и в Белой Глине. В селе оперативно арестовали членов крестьянских революционных комитетов и активных участников революционного движения. И вспышку революционного пламени удалось загасить. Недовольство народа было вызвано в основном его тяжелым материальным положением, усилением гнета со стороны богатых селян. Местные жители не всегда были довольны и своими священнослужителями, на которых не распространялась власть правоохранительных органов. А некоторые из них, пользуясь этим, нарушали нормы действующего законодательства и морали. Об этом знали даже в столице Российской империи.

Недовольство поборами Газета «Юг», выходящая в Ставрополе, писала: «В письме к Ставропольскому архиепископу Агафедору жители села Белая Глина сообщили о незаконных поборах с прихожан священником их села Завгородним. «Однажды, — сообщали они Агафедору, — о. Завгородний совершал таинство крещения над ребенком местного крестьянина Сергея Кулакова и потребовал за свой труд большую плату». Писали тогда крестьяне и о том, что их священник «нанимает у них землю в критические для них моменты по самой низкой цене, по 6-7 рублей за десятину, и потом тут же землю сдает крестьянам по 15-18 рублей за десятину», и о том, что он грубо с ними обращается. В материалах следственного дела «По обвинению священника Павла Завгороднего в вымогательстве», с которым я познакомился в Государственном архиве Ставропольского края, подробно освещаются его беспардонные нарушения существующего в тот период законодательства. Привожу только некоторые из таких фактов: «Филипп Кулаков предложил ему 30 копеек, а отец Павел ему сказал: «Давай 50 копеек!» Филипп Кулаков ответил: «Нет, батюшка, отец ребенка человек бедный, даже квартиры своей не имеет. Живет в чужаках. Эти 30 копеек я и так даю из своих средств, а у него, отца ребенка, ничего нет. Тогда священник закричал: «Врешь ты, как собака!» Восприемник спросил: «Разве мы собаки? Я крещеный человек». А священник опять: «Пьянствовать есть, а на крестины нет. Врете вы всегда, свиньи». Филипп Кулаков хотел оправдаться, но о. Павел начал топать ногами, продолжая кричать: «Замолчи!» При этом присутствовали Прасковья Дятлова, Наталья Петренко и Иван Будников». Жалобу на священника Павла Завгороднего подписали крестьяне села Белая Глина: Николай Лактионов, Морей Варавин, Василий Лоскутов, Егор Мезенцев, Василий Воловик, Сергей Жиров, Петр Кулаков, Филипп Кулаков, Иван Новичихин, Григорий Митров, Семен Переверзев и другие. Жаловались на священника и местные учителя Спиридон Руденко и Елена Долгая. Это дело надолго заволокитили. Но все же, в виду того, что оно получило большой общественный резонанс, через три года жалоба 23 жителей села Белая Глина на священника П. Завгороднего была рассмотрена. Он был присужден к месячной епитимии при Кавказском обвальном монастыре, а затем перемещен в другой приход. Но такое отношение священнослужителя к грубейшему нарушению прав прихожан тоже способствовало волнениям селян.

Первая мировая сказалась на благополучии селян С началом Первой мировой войны резко ухудшилось материальное положение местных жителей. Непомерно выросли цены, возник дефицит многих продовольственных и промышленных товаров. В населенных пунктах Белоглинской волости была введена карточная система отпуска продуктов. Об этом периоде сообщалось в газете «Северокавказский край» так: «Белая Глина, Медвеж. уезда. Недавно в местной потребительской лавке производилась выдача сахара. Членам сахар выдавался по членским книжкам, а не членам — по «квиточкам», как здесь называются удостоверения, выдаваемые волостным правлением. При выдаче карточек и самого сахара властвовала и царила грубая сила: сильные, физически здоровые пускали в ход локти, руки, ноги и, не считаясь ни с полом, ни с возрастом, давили и топтали других, лишь бы самим поскорее получить желаемое. Имели место даже несколько несчастных случаев. С продовольствием, керосином, спичками начались постоянные перебои. Цены росли на них не по дням, а по часам. Это вызывало у значительной части населения недовольство. Возникали всевозможные эксцессы, которые приходилось урегулировать местной полиции. Но недовольство населения существующим режимом постепенно наростало.





Источник: https://bgvesti.ru


Услуги составления родословной, генеалогического древа. Архивный поиск информации. Россия. Украина. Беларусь. Инстаграм канал: https://www.instagram.com/genealogyrus.ru/ Твиттер канал: https://twitter.com/genealogyrus Телеграмм канал: https://t.me/genealogyrusru #ГG@genealogists

https://www.genealogyrus.ru

Просмотров: 6