Истинно малая Родина. Как в Оренбуржье появлялись села и деревни?


Среди сёл и деревень Оренбургского уезда, ныне района, существуют небольшие, вдали от дорог, малоизвестные и ничем не примечательные. Село Васильевка, расположенное на берегу реки Янгиз, именно такое: удаленное, почти забытое, незаметное в истории Оренбургской губернии.

О подобных селах нет публикаций, краеведы упоминают о них вскользь. Тем не менее, Васильевка в Оренбургском районе Оренбургской области существует до сих пор, там живут люди, в местной школе организован небольшой музей, посвященный истории села.


К истокам

На оренбургской земле деревня Васильевка (на реке Янгиз) появилась в 1838 г., первыми поселенцами стали 398 государственных крестьян Тамбовской губернии Кирсановского уезда из разных сёл и деревень. Место для новой деревни выбрано на левом берегу реки Янгиз, правом притоке реки Сакмара. «Янгиз» - слово башкирское, означает «одинокий», из-за отсутствия впадающих в реку ручьев и речушек.



Кирсановский уезд Тамбовской губернии. 1790 год. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский


Через 12 лет в сельцо Васильевка причислились 122 крестьянина из Гавриловки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а ещё через три года, еще шесть крестьянских семей. В последующие годы в село прибывали на жительство крестьяне Тамбовской, Костромской, Тверской, Рязанской губерний, однако их число было незначительным.



Карта Кирсановского уезда Тамбовской губернии. 1903 год. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский


Название деревни «Васильевское» русское, в основе имеет христианское имя Василий. Это свидетельствует о проживании в нем крестьян восточно-славянского происхождения. Рядом с Васильевкой расположена Ивановка, заселенная, вероятно, одновременно или несколько позже. В архивных делах прямых свидетельств о причинах названия деревни Васильевкой нет. Сельские, «васильевские» краеведы считают, что название дано по имени крестьянина Василия, основавшего деревню. Такая же версия существует в отношении названия Ивановки. Это мнение неверно и вот почему. Традиционно «вновь заведенная» деревня получала название по фамилии «ссадчика», помещика-владельца, храмовому празднику, местным гидро- и топонимическим признакам. В образовании названия важен и сословный состав переселенцев. Часть крестьян-поселенцев деревни Васильевки в прошлом были помещичьими, другие – дворцовыми, иными словами, крепостными. Они назвали новое место жительства Васильевкой по силе традиции, из деревни с таким названием переселенцев было больше, чем из других, Гавриловки и Ивановки.

На карте Кирсановского уезда село Гавриловка, деревни Ивановка, Васильевка расположены неподалеку друг от друга на реке Ира. Так и в Оренбургском уезде деревни Васильевка и Ивановка расположились рядом, по силе крестьянского мышления и уклада быта.

Обычная причина переселения в Оренбургскую губернию в начале 19 века выражалась одним словом «малоземелье», иными словами нехватка земельных угодий для ведения хозяйства. По статистическим сведениям, до 1850 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии средняя площадь земельного надела у крестьян была 5-5,5 десятин. Тем не менее, это не может быть основным фактором переселения, поскольку крестьяне были помещичьими и не могли самостоятельно принимать решение о перемене места жительства.

В Оренбургском уезде с северо-восточной стороны деревню Васильевка окружала холмистая местность, неудобная для земледелия. Лишь с другого, правого берега Янгиза земли были пригодными, которыми с 1815 года пользовались сакмарские казаки Уральского войска.

Причины переселения крестьян сел Васильевка и Гавриловки, деревни Ивановки Тамбовской губернии в Оренбургский уезд кроются в истории мест прежнего проживания.


Дремучие леса Тамбовщины

Тамбовские земли в IX-X веках были глухой пограничной окраиной Русского государства, пространство занимали дремучие леса. Большая часть населения состояла из мордвы, мещеры, буртасов, мери, веси, муромы, черемисов.

Русские поселения были малолюдны и разбросаны по рекам. Коренное население в 12 веке покорилось рязанскими князьями. Активно проводилась христианизация язычников. В 14 веке тамбовскими землями прошли конницы Мамая, уничтожив население и деревни. В 15 веке тамбовское «дикое поле» вновь заселилось, в основном «служилым людом». В 16 веке по берегам крупных тамбовских рек поселились выходцы из Крыма, часть из них были «полоняники», т.е. пленные разных национальностей, впоследствии взятых на солдатскую службу и «обрусевшие». В 1552 году основан Шацк, в 1636 году заложены крупные города-крепости Тамбов, Козлов.

Оживленное развитие и заселение Тамбовского края относится к времени царя Михаила Федоровича. Появилось много укрепленных поселений пушкарей, солдат, рейтаров, стрельцов. «И Государь Царь…указал для сбережения от татарские войны меж Воронежских и Ценских верхов на Урланове Городище, или где пригодное… поставить город (прим. – город Козлов, 1636 г.), а для городового сбережения указал Государь …быти ратным людям из Переславля Рязанского.. с Михайлова… из Пронска..из Рясково..с Сапожка.. с Воронежа, Лебедяни, Ельца и Шацково..».



За службу государю «служилые»получали земельные наделы, становились помещиками и «заводили» вотчины. В деревни переселяли купленных крестьян, т.н. «переведенцы» из других мест Русского царства. Состав служилого населения постоянно менялся, «и всем тем служилым людям служити конную и пешую службу беспрестани переменяясь…».

В 17 веке Тамбовский край прослыл «воровским», по значительному количеству беглых людей скрывающихся в лесах и занимавшихся разбоем.

К началу 19 века число беглых людей на территории Тамбовской губернии увеличилось. Разбои на дороге приобрели массовый характер. «Из убогих деревень наших, под влиянием разнообразных условий, бежали взрослые, старики и дети – целыми десятками семей. Они направлялись преимущественно в Саратовские и Астраханские степи, в Аккерманский, Оренбургский и Бузулукский уезды» - писал в «Очерках из истории Тамбовского края» в 1883 году председатель ТУАК И.И. Дурасов.

«Дворцовыми» села стали по причине обнищания помещиков-владельцев, заложивших крестьян «в казну» и не сумевших впоследствии выкупить их обратно. Государственные подати, т.е. налоги, крестьяне платили т.н. «двору», иными словами в Императорскую казну, оставаясь по сути крепостными.


Отхожий промысел

Крестьяне сел Гавриловки, Васильевки и деревни Ивановки Кирсановского уезда переселены в Оренбургский уезд в качестве рабочей силы на рудники и заводы, что подтверждается записями метрических книг с формулировкой «крестьянин завода». Мужчины-крестьяне занимались т.н. «отхожим промыслом» - работали на заводах, пожилые мужчины и женщины вели «натуральное хозяйство», занимались земледелием. К тому же сословие «дворцовый », позже изменившееся на «государственный», не позволяло самим крестьянам выбирать место переселение, что объясняет невыгодное, неудобное для землепашества расположение Васильевки.

По прибытию в Оренбургский уезд крестьяне работали на Каргалинском, Покровском, Верхотурском рудниках и заводах Усольском, Воскресенском, Архангельском, Благовещенском.

Заводская деятельность определяла активное перемещение по территории уезда, это фиксируют записи метрических книг Покровской церкви села Васильевское, где значатся крестьяне и мещане разных губерний : Оренбургской (Стерлитамакского, Мензелинского, Оренбургского, Уфимского уездов), Орловской, Тамбовской (Кирсановского, Тамбовского, Моршанского уездов), Тульской, Костромской, Воронежской, Тверской (с.Святое и пр., Асташевского уезда).



Река Янгиз у села Васильевка. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский


В Покровской церкви в разные годы регистрированы рождения и браки жителей близлежащих к Васильевке хуторов Орловский, Петропавловский, деревень Ивановки, Дмитриевки, Новотроицкого, сел Белозерки, Булановки, Оренбурга, Орска (1874 г.), Мензелинска, Стерлитамака. Среди прочих «крестьянских» записей встречаются необычные: в сентябре 1902 г. отмечен брак крестьянина Воскресенского завода Н.Ракитина с девицей Анной, дочерью Саксонского податного француза Моршуа Ридель; в апреле 1906 г. в брак вступили крестьянин Преображенского завода Иван Микозин с девицей Ольгой Лейнкауф, дочерью польского ссыльного из села Богородское, поручителями «по невесте», т.е. свидетелями, записаны братья Ольги крестьяне Романовской волости Александр и Павел Лейнекауф, а «по жениху» крестьяне Усольского и Верхотурского заводов.

В первые годы жительства васильевские крестьяне заключали браки «внутри» своего сельского общества. После 1861 года, обзаведясь хозяйством, уже принимали в жены крестьянок других сел и деревень.

Переселенцы поддерживали связи с родственниками из Тамбовской губернии, о чем свидетельствуют записи о браках - неоднократно васильевские женихи брали в жены девиц с прежнего места жительства, такие браки характерны в первые два десятилетия проживания в Васильевке.

О событиях первых лет жительства «васильевцев» в Оренбургской губернии известно крайне мало. Так, в ревизии по с.Васильевка за 1850 год сделана запись «в 1838 г. переселенец Семен Кондратьев Попов 22 лет сослан на поселение в Сибирь», причина ссылки не указана.

Деревня Васильевка развивалась неспешно. В 1846 году в ней было 135 дворов, т.е. хозяйств, 5 дворов (11 мужчин, 31 женщина) принадлежали отставным солдатам, государственным крестьянам - 130 (622 мужчины и 567 женщины), жителей 1231 человек.

Все дворы (дома) выстроились вдоль одной улицы вдоль берега р.Янгиз, что традиционно практически для всех русских поселений.

В 1847 году в Васильевка было 6 дворов «отставных солдат» и 149 крестьянских. Число жителей достигло 1330 человек.

В 1848 году в Васильевке 7 дворов отставных солдат, хозяйств государственных крестьян увеличилось до 155 дворов, жителей 1322 человек.

В 1850 году Васильевка Оренбургского уезда входила в состав Булановского сельского общества Белозерской волости. По ревизии 1850 года в с.Васильевка проживало 1321 человек.

На 1887 г. в Васильевке Дмитриевской волости находилось: дворов 360, жителей 2489, м.п. 1226, ж.п. 1263, женатых 906, вдовых 42, холостых (с 18 лет) 97, замужних 922, вдов 46, девиц (с 16 лет) 98, мальчиков (до 18 лет) 181, девочек (до 16 лет) 197. Православные – 2489 человек. Русские – все. Крестьяне - 2213 человек, бессрочно-отпускных солдат 49, отставных солдат 32, жен и детей солдатских 195. В хозяйствах насчитывалось: лошадей 911, коров 256, овец 2700, свиней 170, всего скота 5001 голов. В селе было 2 «частных» маслобойных завода. Крестьяне засеяли 332 десятины под «хлеб» (рожь, пшеница, ячмень), а также просо, гречиху, лен, коноплю, овес, горох, картофель. В селе проживали нищие 24 человека (11 м.п., 13 ж.п.), слепых 1 м.п., слабоумных 1 м.п. Волостным старшиной был в то время крестьянин Кожемякин, сельским старостой Рыбин, писарь – запасной унтер-офицер Матвей Колбинцев.





О тайнах фамилий

Первый план межевания земель села Васильевки составлен в 1853 г., к этому времени относится план отвода церковных земель того же села.

Межевание земель села Васильевка проводилось и в 1855 г. в связи с покупкой у башкир земель под рудники помещиками «московским имянитым гражданином Гусятниковым», графиней Ловаль, г-ном Пашковым.

К концу 19 века установились «уличные», бытовые названия окраин села Васильевка: Оторванка, Жуковка, Чундыколка. Происхождение этих названий неясно, лишь «Оторвановка» встречается повсеместно, обозначающее отдаленное расположение дворов, чаще всего в отношении расстояния к церкви или торговой площади.



Старая торговая лавка. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский


Принимая во внимание исторические обстоятельства проживания крестьян на территории Тамбовской губернии, соседство с Пензенской, Саратовской губерниями, наличие помещичьих вотчин и перемещение крестьян на жительство из центральных районов Российского государства, фамилии Гавриловки, Васильевки, Ивановки приобрели устойчивое географическое распространение. Именно поэтому анализ фамилий жителей Васильевка интересен с исторической точки зрения и позволяет «увидеть» их прошлое, процесс «обрусения» разных по происхождению групп крестьян.

Сам факт наличия фамилий у крестьян свидетельствует о раннем их появлении.

Так, традиционных христианских фамилий меньше, нежели прозвищных , единичные имеют «украинское» происхождение. Следовательно, носители «прозвищных» фамилий имеют происхождение более «старинное».

На момент переселения у «васильевских» крестьян было 63-и фамилии: Антропов (от искаженного имени Евтроп, с заменой Е на А, добавлением «н»), Ахватов (прозв., возможно, в значении «упрямый»), Белугин, Блинов (старорусск., от некрестильного имени Блин, в значении оберега от бедности и голода, упомин. в 1605 г. Кромский казак Федька Блинов воеводы кн. Никиты Романовича Трубецкого), Плужников (упом. в 1589 г. по Тульскому наместничеству, в 1848 одна семья из с.Васильевки перешла в д.Покровку), Ведениктов (искаж., от лат.имени «Benedictus»; вероятно, фамилия дана по принадлежности помещику Венедиктову в связи с переселением), Вонявкин (прозв.), Горин (умен.форма имени Герасим - Горя, с суффиксом - ин), Греков (упом. в 1624 г. в г.Мценск), Данилов (патроним., от библ.имени «Даниил»), Ежо(е)в (в значении «неудобный, колючий человек»), Жмурин (прозв., от ругательного «жмура», здесь – ребенок «гулящей женщины»), Загуменников (от «гумно», здесь – ленивый человек),

Зимин, Исаев (от канон. имени Исайя), Карташов (прозв.), Клемин, Колбунцов,

Колпаков (от народного прозвища «колпак» - простак, недалекий человек), Комов,

Копылов (прозв., укр., болгарск. «копылок», «копеле» - сапожная колодка, незаконнорожденный, здесь – неродной сын; вероятно, «географическая» фамилия, т.к. в Писцовых книгах Лебедянского уезда в 1625 г. упоминатся деревня Копыле на реке с тем же названием, откуда впоследствии они могли быть переселены), Копырулин,

Королев (слово «король» производное от “Carlus”, здесь - как лучший в своем деле), Малафеев, Кузнецов (по ремеслу), Кулан(ш)ин, Кучурин (прозв., в значении «кудрявый»), Лапин, Лин(ь)ков (украин., от старорусск. имени Калина, уменьш.форма - Линко), Медведев (от древнерусского имени Медведь), Меринов (прозв.), Минаев (от народного имени «Минай», «Мина», от слова «минеи»- церковные книги с текстами богослужений), Морозов (прозв., фамилия известна с 1577 г.), Мутасов (тюрск., из крещ.татар, в 1849 г. перешли в казаки), Небольсин (прозв. «Небольша» т.е. младший, упоминается как служилый человек в писцовых книгах первой половины 17 в. в округе земельТархан и Канобеево боярина Льва Нарышкина), Недолжин, Нестеров (от библ. имени Нестор), Носаев, Овчинников (по деятельности, делал овчины), Першин (украин., в значении «первый сын»), Платонов, По(д)кидышев (прозв., в 1849 г. перешли в казаки, вероятно далекий предок был записан как «подкидыш»), Подкопаев (прозв.),

Полухин (прозв., видимо от «полушка» или как внешний дефект «пол-уха»), Попов (от старорусского нецерковного имени Поп, в значении «отцов сын»), Корабельников («рекрутская» фамилия, вероятно «сухопутный» предок служил на флоте), Проваторов (прозв.), Пятов (прозв., в значении «пятый сын», упоминается в 1629 г. крещенный мордвин «Арзамаского уезда д.Кельдюшева Чалетка Пятов», семья в 1849 г. зачислена в казаки и выселилась из Васильевки), Разборов (прозв., здесь - придирчивый, или по занятию на мельнице), Рыбин (прозв., «молчаливый человек»), Самойлов (от библ. имени Самуил), Сапелкин (от слова «сапа», здесь - тихий, незаметный человек),

Селезнев (происхождение неясно), Семикин (в значении «седьмой ребенок»),